В феврале я давал комментарии для портала sravni.ru о том, как повлияли на рынок инвестиционного консультирования изменения в законодательстве, вступившие в силу в декабре прошлого года, и приведет ли это к повышению стоимости услуг.
Привожу полную версию своих комментариев, а по ссылке ниже можно прочитать статью на sravni.ru:
«С 21 декабря 2018 г. официально вступили в силу поправки в Закон о рынке ценных бумаг, регулирующие деятельность инвестиционных советников.
Текущий итог вступления этих поправок в силу увидеть очень легко. Для этого нужно посмотреть на действующий реестр инвестиционных советников, который ведет Центральный Банк РФ и публикует на своем сайте (https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/#a_59748 , далее файл – «Единый реестр инвестиционных советников»).
С 21 декабря для того, чтобы продолжать свою деятельность, инвестиционные советники должны попасть в этот реестр, выполнив ряд требований, установленных законодательством. На текущий момент в данный реестр входят только крупные банки, брокеры и управляющие компании. «Независимых» консалтинговых копаний или частных советников, никак не связанных с теми же банками или брокерами, в этом перечне просто нет. И вряд ли в ближайшем будущем они там появятся в большом количестве.
С одной стороны, в итоговой версии нормативных документов было учтено достаточно много предложений от участников рынка инвестиционного консультирования, которые облегчали выполнение новых требований к советникам. Тем не менее, один вопрос решить пока не удалось.
Введенные поправки стали относить инвестиционных советников к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, наряду с брокерами, дилерами, управляющими компаниями и др. организациями. В связи с этим, инвестиционные советники должны, например, иметь в своем штате контролера, вести специальный бухгалтерский учет, проводить внутренний аудит, предоставлять специальную отчетность и др. Все это легко выполняется брокерами, банками или управляющими компаниями – организациями, у которых есть для этого материальные и человеческие ресурсы. Однако, к примеру, для индивидуального предпринимателя такие требования являются практически невыполнимыми.
Именно этим и объясняется тот факт, что в реестре инвестиционных советников на данный момент входят только организации, которые и до этого являлись профессиональным участниками рынка ценных бумаг.
В результате индустрия «независимого» инвестиционного консультирования фактически замерла в ожидании. Без попадания в реестр деятельность продолжать нельзя. Однако выполнить все требования, чтобы в него попасть, небольшим компаниям и частным консультантам, по сути, невозможно. Остается надеяться, что это все же не последняя версия законодательства, и в обозримом будущем оно в том или ином виде будет доработано. Это позволит существенно расширить перечень инвестиционных советников в реестре Центрального банка, а частным инвесторам получать независимые консультации.
Что касается повышения стоимости услуг – это однозначно будет: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Для того чтобы соответствовать введенному законодательству, необходимо выполнять ряд технических и организационных требований. Например, хранить документацию в течение нескольких лет, в ряде случаев – хранить аудиозаписи консультаций, организовать электронный документооборот с клиентом с помощью ключей электронной подписи, вступить в саморегулируемую организацию (СРО) с соответствующей уплатой взносов. Поэтому затраты инвестиционных советников однозначно вырастут, что приведет к увеличению стоимости их услуг. Некоторые компании и консультанты уже повышают стоимость или собираются это делать».
Статья «Дорогие советы: как изменились правила работы инвестконсультантов»